Верховный суд Анкары поставил крест на турецких амбициях "Татнефти"
4 июня 2004 года

«Никакой продажи не произойдет, пока правительство Турции не обратится к парламенту страны за одобрением этой сделки», — заявил вчера лидер профсоюзов Мустафа Озташкын в выступлении по телеканалу NTV. Правительство Татарстана и ОАО «Татнефть» вчера отказались комментировать судебное решение, ожидая ответных действий правительства Турции.

В Верховном суде по гражданским делам Анкары завершилось судебное разбирательство по оспариванию результатов тендера по приватизации Tupras, которое инициировал профсоюз работников Petrol-ls. Напомним, сразу после объявления решения высшего приватизационного комитета Турции о продаже Tupras за $1,3 млрд альянсу германской Efremov Kautchuk GmbH, представляющей «Татнефть», и турецкой Zorlu лидер профсоюзов Мустафа Озташкын заявил, что назначенная цена является заниженной и потребовал повторно провести публичный тендер. Тогда же в правительстве Татарстана высказывали обеспокоенность по поводу того, что профсоюзы могут сорвать сделку, и поэтому отказывались давать официальные комментарии до подписания соглашения.
Выступление профсоюзов оказалось не пустой угрозой. 25 мая муниципальный суд Анкары удовлетворил иск в их пользу и наложил запрет на отчуждение акций Tupras. Таким образом, назначенный на 28 мая срок оплаты был сорван. Однако в течение трех последующих дней высший приватизационный комитет внес апелляцию, но ответчику удалось добиться только снятия ареста с акций Tupras. После этого «Татнефть» ожидала назначения новой даты совершения сделки. Но неожиданно для всех заявление профсоюзов было передано на рассмотрение высшей судебной инстанции — Верховного суда по гражданским делам Турции, чье решение является окончательным.
Вчера Верховный суд аннулировал решение высшего приватизационного комитета о продаже российско-турецкому СП Efremov Kautchuk 65,67% акций Tupras, вынесенное 13 января. Как сообщает AFP, суд удовлетворил требования профсоюзов, признав, что тендер прошел с нарушением конкурсных условий и противоречит интересам общества. Таким образом, приватизация Tupras остановлена. По окончании судебного заседания глава профсоюзов Мустафа Озташкын заявил, что «никакой продажи не произойдет, пока правительство Турции не обратится с одобрением сделки к парламенту страны». Он призвал правительство провести продажу Tupras в национальных интересах. «Если чиновники попытаются провести приватизацию, не дожидаясь одобрения парламента, то это будет нарушением Конституции Турции. В этом случае они попадут под уголовное и административное преследование», — предупредил Мустафа Озташкын.
Вчера представители «Татнефти» отказались давать комментарии, ссылаясь на отсутствие официального текста судебного решения. Источник в правительстве РТ заявил „Ъ“, что в данной ситуации все зависит от ответных действий турецкой стороны. «Министр финансов Турции Кемаль Унакитан вчера публично пообещал, что задействует другие механизмы для проведения сделки. Но, кажется, это всего лишь гримаса — слишком много у “Татнефти“ противников». В то же время, отметил он, приватизация Tupras все равно должна состояться. «Объем внешнего долга Турции сопоставим с российским, к тому же страна находится под давлением МВФ. Это еще одна причина для того, чтобы продать Tupras подороже. Об этом говорят их действия».
С приватизацией Tupras «Татнефть» связывала надежду на создание собственной нефтепереработки. Несмотря на то что «Татнефть» является шестой по объему добычи российской компанией, она не имеет ни одного собственного НПЗ. На неопределенное время отложена приватизация Кременчугского НПЗ, более всего подходящего для переработки высокосернистой нефти, продолжается корпоративная война среди акционеров Нижнекамского НПЗ, крайне туманен проект строительства НПЗ с корейской LG. В «Татнефти» считают, что к 2007 году российские власти введут банк качества нефти, что приведет к ухудшению экономического состояния компании, если к этому времени не удастся создать нефтеперерабатывающие мощности.
Между тем возможная покупка Tupras не получила одобрения президента Татарстана Минтимера Шаймиева. В феврале на заседании Кабинета министров господин Шаймиев заявил, что развивать нефтепереработку нужно внутри республики, а не за ее пределами.

ЛУИЗА ИГНАТЬЕВА, "Коммерсантъ-Волга-Урал"